Главная » Статьи » Статьи

Прожиточный минимум для типографии

Сколько денег нужно полиграфисту для счастья?

Написал: Александр Амангельдыев

Прожиточный минимум для типографии
Прожиточный минимум для типографии

Когда Остап Бендер спросил у Шуры Балаганова, сколько ему нужно денег для счастья, тот, почти не задумываясь, выдал вполне конкретную цифру. Возможно, заранее все внимательно подсчитал, но вполне возможно, назвал первую же цифру, которая пришла на ум. Если же задать подобный вопрос руководителям типографий, то, скорее всего, точного ответа не получить. Поэтому мы решили озаботиться вопросом: сколько на самом деле должна зарабатывать типография, чтобы бизнес у нее шел более-менее стабильно. Конечно, каждая типография представляет собой самостоятельный финансовый организм, который может жить по разным законам и по-разному развиваться. Это во-первых. При этом в среде полиграфистов время от времени возникают в разговорах какие-то условные цифры: «Если офсетная типография не «оборачивает» в год миллион долларов, то она не может существовать…». Цифра эта также условная, но хочется понять, а сколько по минимуму нужно «оборачивать» типографии, чтобы жить. В данной статье мы попробуем поискать ответ на этот вопрос.

Для начала примем, что типографией мы будем называть предприятие, имеющее как минимум одну офсетную печатную машин и некоторое, пусть даже минимальное количество послепечатного оборудования. Допечатное вынесем за скобки, в крайнем случае формы типография может заказывать на стороне у специализированных компаний. У типографии должно быть место, где это производство нужно разместить, то есть должно быть производственное помещение. Должен быть персонал, который на этой технике работает, причем персонал и рабочий, и руководящий. Первый, как правило, получает сдельную оплату, второй — повременную. Типография должна вести полноценную финансовую деятельность с уплатой всех налогов. 

Исходя из этого, можно попытаться прикинуть объем общих фиксированных ежемесячных затрат типографии. Мы будем делать это для двух типографий: одной с четырехкрасочной малоформатной офсетной машиной, другой с пятикрасочной полуформатной машиной. Работа в обоих случаях будет в две полные смены.

  • Затраты на оборудование. Средняя малоформатная четырехкрасочная машина должна стоить в районе 300-350 тыс., полуформатная не менее 600 тыс. (затраты в евро). Причем печатную машину, как правило, приобретают в кредит или лизинг, что создает типографии ежемесячную обязательную финансовую нагрузку. Срок кредита или лизинга обычно в районе 5 лет, для простоты примем очень гуманную ставку по валютному кредиту 10%. Помимо печатной техники, типографии нужен еще и какой-то набор послепечатной техники. Интересно, что, скорее всего, затраты и малоформатной и среднеформатной типографий на минимальный набор послепечатной техники (имеется в виду техника для традиционного рекламного полиграфического производства, об упаковке в этом случае не говорим) будут примерно одинаковые. Примем их равными 150-180 тыс. евро. И финансируется такая техника примерно так же, как и печатная машина, разве что срок кредита чаще всего короче — три года. Таким образом, типография, которая еще не начала работать, должна в месяц выплачивать вполне определенную сумму. Для малоформатной типографии эта сумма составит около 14,5 тыс. евро в месяц, для среднеформатной — около
    21 тыс. евро. Эти суммы могут быть снижены в случае приобретения бывшего в употреблении оборудования или в случае приобретения оборудования за свои деньги, тогда не нужно платить проценты по кредитам лизинга, но все равно должны быть амортизационные отчисления, да и в случае вложения собственных средств владельцем бизнеса ему все равно будет хотеться вернуть. Так что минимальные затраты могут возникнуть, когда приобретается бывшая в употреблении техника и «за свои». Но все равно никак не меньше 5 и
    9 тыс. евро в месяц не получится.
  • Затраты на производственные площади. Производство должно быть где-то размещено, для чего необходимо арендовать помещение. Если считать по минимуму, для малоформатной типографии необходимо иметь около 100 м2 производственных площадей, для полуформатной типографии — в районе 150 м2. Затраты на производственные площади очень сильно различаются в зависимости от региона. Поэтому более-менее точно эту часть затрат оценить сложно. Но даже если считать по минимуму, то все равно будет никак не меньше 50-60 евро за м2 в год. В крупных промышленных городах и столице затраты будут больше. А так получается, что на аренду производственных площадей необходимо потратить около 500 евро в месяц для малоформатной типографии и 750 евро для среднеформатной. Но все это затраты по минимуму, в реальности сумму нужно увеличить, да еще и добавить коммунальные платежи, которые напрямую не связаны с производством. Придется потратить где-то около 1000 и 1500 евро в месяц соотвественно.
  • Затраты на персонал. Даже если руководство типографии является ее собственником и не получает зарплаты, а только дивиденды, все равно определенные объемы затрат на персонал будут. Как уже говорилось, есть персонал, зарабатывающий сдельно, а есть — получающий оклады. Причем первые сотрудники все равно должны иметь определенный объем постоянной составляющей, которая им выплачивается в случае отсутствия заказов. На малоформатной машине обычно работает один печатник, на полуформатной — печатник и помощник. Помимо этого, в типографии обычно есть резчик, один-два специалиста послепечатных работ, минимум один разнорабочий и руководитель производства (начальник цеха). Причем печатники обычно работают в две смены (нужен двойной комплект персонала), остальные в одну (зачастую с переработками). Это самый минимальный минимум, обычно бывает больше. Уровень заработных плат в разных регионах также разный, поэтому более-менее корректно его могут оценить только руководители предприятий в своих регионах. В нашем случае примем, что на весь персонал малоформатная типография потратит в месяц 150 тыс. рублей, полуформатная — 200 тыс. руб. Эти затраты прямые и не зависят от выработки. Более того, в данном подсчете не учитываются затраты на работу менеджеров по поиску и приему заказов (подразумевается, что заказы поступают сами собой, хотя на практике это не так). Но мы сейчас пытаемся посчитать идеальную ситуацию.

На вставке внизу (Типовой заказ) указаны уровни дохода, который может получить типография с регулярного и стабильного выполнения типовых заказов. Примем, что предприятие будет работать стабильно, и заказы у него будут непрерывно, тогда максимум того, что может стать доходом типографии, в обоих случаях следущее: 1,7 млн руб. для малоформатной типографии и 2,8 млн руб. для среднеформатной. Речь идет о месячном доходе. Это общая сумма поступлений, с которых необходимо заплатить налоги, хотя бы минимальные. Часть НДС можно списать на материалы, аренду и т.д.. Примем, что удастся списать половину НДС, тогда налоги составят около 150 тыс. руб. в первом случае и 250 тыс. руб. во втором. Налоги на заработную плату составят как минимум 70-80 тыс. руб. в первом случае и 120–130 тыс. руб. во втором. В результате вычета налогов получится, что от общего оборота останется 1,45 млн руб. в первом случае и 2,42 млн руб. во втором. 

Теперь попробуем понять, хватит ли этих денег типографии, чтобы существовать. Как минимум необходимо покрыть базовые постоянные затраты, и если после этого что-то останется, тогда можно говорить о распределении прибыли. Как мы уже подсчитали ранее, общие минимальные затраты типографии в первом случае составят около 1,3 млн руб., во втором случае около 1,9 млн руб. Денег в обоих случаях хватит. 

Впрочем, не все так радужно… Мы получили так назывемые «черные» цифры. Поскольку мы считали доходы по максимуму, а расходы по минимуму, то в целом полученная модель не самая достоверная. Особенно в случае с малоформатной машиной. Доходы и расходы в идеальной ситуации различаются всего в 150 тыс. руб. в месяц. Это крайне мало. В нашем примере это всего лишь пятнадцать типовых заказов. То есть если несколько раз в течение месяца загрузка у типографии будет неполной, то она оказывается в красной зоне. Достаточно недополучить в месяц 10% загрузки, как предприятие из условно доходного окажется убыточным. А недополучить 10% заказов очень просто. Поэтому, по нашему мнению, у типографии с одной малоформатной офсетной машиной, выпускающей типовую рекламную продукцию, мало шансов на успех. Как вариант: типография могла бы выжить в регионах, где уровень заработных плат ниже, аренда недвижимости невысокая, но тогда возникают другие сложности — где брать заказы. В небольших населенных пунктах трудно найти много типовых рекламных заказов. Ну и необходимо еще добавить, что 150 тыс. руб. теоретически возможной максимальной прибыли в месяц вряд ли заинтересуют серьезного владельца бизнеса.

Что касается среднеформатной машины, то тут ситуация более перспективная. Полмиллиона рублей прибыли в месяц (почти 20%) — уже сумма, которая выводит предприятие из рисковой зоны и позволяет говорить о том, что такой уровень прибыли может интересовать владельца бизнеса. Более того, это позволит работать в более спокойной обстановке, особенно в несезон.

 Если же вернуться к обороту в миллион долларов, то в настоящее время это уже не актуально. Предприятие сможет жить и при меньших оборотах. Хотя если оборот составит миллион, то это, без сомнения, будет большой успех. Возможно, «легенда о Миллионе» возникла в те жирные времена, когда доллар стоил в районе 30 руб., зарплаты были высокие, а цена на продукцию была совсем другой…    

Оценочный график выхода на прибыль для малоформатной (вверху) и среднеформатной типографии. Синим цветом показаны постоянные затраты, красным — затраты на заказы (бумага, формы и т.д.), оранжевым — доход. По мере изготовления определенного количества типовых заказов в месяц типография выходит в прибыль (или не выходит, если не вошла в область прибыли). Как можно заметить, у среднеформатной типографии область прибыли больше, хотя и постоянные затраты выше 

 


Типовой заказ

Чтобы как-то прикинуть доходную часть в нашем анализе, необходимо понять, на чем типографии будут зарабатывать. Разумеется, могут быть самые разные заказы, но в большинстве случаев принцип построения цены заказа в типографии одинаковый. Чтобы можно было сравнивать два вида типографий, в качестве типового заказа примем рекламную шестнадцатиполосную брошюру формата А4, скрепленную проволочными скобами,  тиражом 1000 экз. на мелованной бумаге с массой 130 г/м2. Хорошая рыночная цена такого заказа около 35 тыс. руб. В подсчетах нам придется оперировать именно рыночной продажной ценой, а не собственной себестоимостью, поскольку для того, чтобы бизнес работал, типографии необходимо печатать и продавать готовую продукцию. 

Теперь попробуем понять, сколько из этих денег типография сможет заработать. Бумага обойдется минимум в 10 тыс. руб., причем типографиям ее понадобится примерно одинаковое количество, несмотря на разное оборудование. Дело в том, что малоформатной типографии придется сделать больше приладок, но при вдвое меньшем формате листа, а полуформатной типографии наоборот. Стоимость вывода форм для разных типографий будет разной. Малоформатной типографии для всего тиража нужно будет изготовить 32 формы, каждая обойдется где-то в 220 руб., полуформатной типографии в два раза меньше — 16, но по цене 370 руб. В результате общие затраты каждой типографии на формы составят 7 и 6 тыс. руб. соответственно. Таким образом, на все остальное в типографии останется следующее: малоформатная машина принесет типографии с типового заказа 18 тыс. руб., среднеформатная — около
19 тыс. руб.

Если учесть, что приладка с прогоном на малоформатной машине займет около 20 мин. и что всего для изготовления заказа потребуется 8 приладок, все производство займет примерно 2,5 часа. Помимо печати, конечно, есть и другие операции, но печать в таком заказе — процесс самый длительный, и если их правильно распараллелить, то послепечатные процессы выполняются тогда, когда идет печать следующего тиража. Более того, послепечатные процессы для такого заказа займут примерно в два раза меньше времени, что позволит работать послепечатному цеху в одну смену и не держать дополнительный персонал в «послепечатке». Примерно 20% дохода должно пойти на оплату сдельной работы персонала, еще 10-15% нужно отбросить на прочие расходы (материалы, не поддающиеся прямому учету, электроэнергию, воду и т.д.). Таким образом, в распоряжении руководства предприятия с одного типового заказа на малоформатной машине может получиться около 10 тыс. руб. И таких заказов в смену типография сможет выполнить не более трех (или 6–7 за две смены).

Теперь посчитаем то же самое для полуформатной машины. Приладка с прогоном на современной полуформатной машине займет столько же времени, сколько и на малоформатной, при этом самих приладок нужно будет только 4. И весь заказ удастся прогнать меньше чем за полтора часа. А всего в смену удастся сделать пять с лишним типовых заказов (или 11, если работать в две смены). «Послепечатка», скорее всего, справится и в этом случае, но ее придется использовать в режиме «полторы смены» (потребуется оплата переработки). Поступления денег и отчисления на сдельную оплату и на прочие расходы примерно такие же, как и у малоформатной типографии, что дает нам доход с одного заказа около 12 тыс. руб.   

 

Спасение

По расчетам в статье получается, что типографии с одной малоформатной машиной вряд ли могут успешно существовать. Экономические подсчеты не дают возможности оценить перспективы положительно. Означает ли это, что у таких машин нет перспектив? На самом деле, если обратить внимание  на современную продукцию производителей печатной техники, то можно сделать вывод, что почти никто из них обычные малоформатные машины уже не производит. Даже Heidelberg снял с производства легендарную GTO. Остались машины специализированные: либо с очень высоким уровнем автоматизации, либо с другой технологией печати (например, Heidelberg Anicolor или KBA Genius). Это машины с очень высокой производительностью или машины для сложных видов печати (печать на полимерах, на конвертах, на самоклейке и т.д., то есть там, где норма прибыли существенно выше).

Но главный путь повышения доходности типографии — производительность. Например, на машинах типа Anicolor приладку типового заказа вместе спечатью  тиража 1000 экз. можно выполнить за 8-10 мин. Это почти удвоение производительности при практически тех же затратах, и оно теоретически может дать совсем другой уровень доходности. И тогда вся экономика начинает смотреться совсем по-другому. Тут и до миллиона долларов недалеко…

Термоусадочная этикетка на бутылку

Категория: Статьи
Просмотров: 128

вверх