ПЛЁНОЧНАЯ СТОРОНА ЭТИКЕТКИ
Этикетке, являющейся важным элементом упаковки, производители уделяют не меньшее внимание, чем непосредственно самой упаковке. Это неслучайно, ведь для потребителя она является носителем информации о продукте. С развитием и бурным ростом рынка полимеров для создания этикетки все чаще применяются пленочные материалы. Для различных способов анкетирования, существующих в мире, используют разные пленки.
Текст: Анна Галузо
Согласно оценкам исследовательской компании AWA и химического концерна Exxon Mobil, объем мирового потребления всех материалов, идущих на изготовление этикетки, составляет 36 млрд м2, или порядка 66 млрд долл в денежном выражении. Рынок увеличивается в среднем на 5% в год. Бумажные носители составляют 77% от общего объема, на долю пленочных материалов приходится 23%. Однако следует отметить, что сегодня ежегодный рост потребления пленки заметно опережает аналогичный показатель по бумажным этикеткам: 10-15% против 2-4%, т. е. в мире наблюдается тенденция вытеснения бумаги полимерными носителями (ОПП-, ПЭ-, ПЭТпленками).
Пленочные материалы, применяемые для изготовления этикеток и активно конкурирующие с бумагой, целесообразно рассмотреть по технологиям этикетирования. Доминирующими являются непосредственное нанесение клея и использование самоклеящихся этикеток.
ПОЛНЫЙ ОБОРОТ!
Начнем с полнооборотных этикеток с магазинной подачей (Cut and Stack), на которые приходится примерно 13% европейского рынка. Данный способ заключается в том, что этикетки в нарезанном виде подаются через магазин, а на концы каждой из них наносится клей-расплав. Он применяется для емкостей с водой, безалкогольными напитками, молочной продукцией, бытовой химией, консервных банок. Материалом для таких этикеток служит преимущественно бумага (как низкокачественная - для консервных банок, так и высококачественная), однако с 90-х гг. прошлого века стали использовать и полимеры ориентированный полипропилен. Чтобы применяться в качестве C&S этикеток данный материал должен обладать антиэлектростатичностью, скольжением, шероховатостью поверхности, жесткостью. ОПП-пленки, заменяющие бумагу на C&S этикетировщиках, имеют следующие преимущества: они долговечны, прозрачны, подлежат переработке, а также могут быть хорошей альтернативой инвестициям в новую рулонную этикетировочную машину. Плюсы данной технологии заключаются в относительно недорогом оборудовании, высокой скорости, гибкости в дизайне, возможности декорации всей поверхности.
Однако полимерные пленки зачастую обходятся дороже, чем бумага, также при данном способе существуют ограничения по форме этикеток (только прямоугольные), которые к тому же сложно смываются на возвратной таре.
Следующая технология полнооборотные этикетки с рулонной подачей (9% рынка этикетки в Европе), при которой материал подается в рулонах и режется на этикетировочном автомате, а клей-расплав наносится в начале и конце этикетки. Данный способ, изначально разрабатывающийся под полимерные пленочные этикетки, широко используется для этикетировки ПЭТ-бутылок, реже для стеклянной и алюминиевой тары. В 95% случаев здесь применяются ОПП-пленки, в остальных полистирол, полиэтилен и ПЭТ. Что касается ОПП-пленок, то основные преимущества их использования при данной технологии этикетирования - хорошие оптические свойства (глянец, белизна, прозрачность), стабильность размеров (сопротивляемость к растяжению, воздействию температур), возможность переработки. В основном применяются белые пленки толщиной 30-40 мкм для этикетирования бутылок с прозрачными напитками. Конкуренцию (правда, весьма условную) ориентированному полипропилену составляют полистирол, полиэстер и полиэтилен. Полистирол толщиной 110- 180 мкм в большинстве случаев применяется для стеклянных бутылок, реже для ПЭТ-тары. Это материал только белого цвета, имеющий достаточно невзрачный внешний вид и по свойствам проигрывающий ОПП. Объемы его потребления в настоящее время уменьшаются. Полиэтиленовые этикетки достаточно легко отделяются от ПЭТ-бутылок, подлежащих переработке, однако обладают слабыми оптическими свойствами. И, наконец, полиэстер (ПЭТ) обладает хорошей жесткостью, прозрачностью, но при этом сложен в переработке.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ЛИДЕР
Самый крупный сегмент европейского рынка этикетки это самоклеящиеся этикетки (в рулонах 49%, в листах 4%).
Суть технологии состоит в том, что этикеточный материал покрывается клеем и ламинируется с основой с силиконовым покрытием. Данный способ нашел широкое применение для этикетирования различной продукции (пищевые продукты, косметика, фармпрепараты, напитки, моющие средства и др.), печати переменной информации (маркировка, кодировка, вес, цена), а также в качестве этикетирования офисной техники (принтеров, компьютеров) и рекламной продукции (стикеры, баннеры). Среди основных требований, предъявляемых к этикеточному материалу, следует отметить достаточную жесткость, хорошие запечатываемость, высекаемость и адгезионные показатели, а также высокое качество изображения (т. к. самоклейка используется в сегменте продуктов класса премиум). По данным Exxon Mobil, в качестве такого материала в 78% случаев используется бумага различного вида, а в 22% пленки. Причем пленочный материал здесь может быть ПЭ (39%), БОПП (39%), ПЭТ (10%), винилы (7%) и др. Как видим, основная конкуренция в сегменте происходит между полиэтиленом и полипропиленом. Сравним свойства этих двух материалов. Используются прозрачные, белые или металлизированные ОПП-пленки толщиной 50-60 мкм с нанесенным покрытием или обработанные 1240 мкм для последующего ламинирования. ПЭ-пленки толщиной 65-150 мкм, применяемые с покрытием либо без него, хорошо запечатываются, отделяются от тары и прилегают к ней. По сравнению с обработанным ОПП, обработанный (коронированный) ПЭ лучше запечатывается УФ-красками. Однако полипропилен более термостоек, что обеспечивает легкость совмещения при печати; благодаря способу ориентации имеет более равномерную толщину, а также у него более привлекательный внешний вид (может быть как прозрачным, так и белым).
ВСЁ ДЕЛО В РУКАВЕ
В последнее время все большую популярность приобретают рукавные этикетки, которые могут быть либо термоусадочными, либо растягивающимися. В первом случае запечатанный пленочный рукав надевается на контейнер или бутылку, а затем проходит через термотоннель. Под воздействием высокой температуры пленка усаживается по форме емкости. Очевидно, что в качестве материала для данного вида этикетки может выступать исключительно полимер. 60% европейского рынка здесь принадлежит ПВХ, который обладает высоким процентом усадки, отличной прозрачностью и запечатываемостыо, однако его влияние на окружающую среду неоднозначно. Второе место по популярности в этом сегменте занимает ПЭТ (21% рынка), к свойствам которого также можно отнести высокую прозрачность и способность к запечатыванию. Бронза на рынке в Европе-у ориентированного полистирола. Он тоже прозрачен, однако печатать на нем сложнее, плюс ко всему он обладает низкой жироустойчивостью. В Японии производятся термоусадочные этикетки из БОПП.
Рукавные растягивающиеся этикетки изготавливаются из ПЭВД толщиной 40-45 мкм. Суть технологии в том, что растягивающийся рукав поступает в устройство подачи и одевается на пластиковый контейнер или бутылку. Способ нашел применение преимущественно для этикетирования ПЭТ-бутылок с газированными напитками. Себестоимость данного метода не очень высока, однако материал обладает низкими оптическими свойствами и стойкостью к истиранию.
ВЖИВЛЁННЫЕ В ПЛАСТИК
Еще один способ этикетирования, о котором нельзя не сказать, это так называемые вплавляемые этикетки (in-mould), применяемые для пластиковых контейнеров и емкостей (под мороженое, масло, сыр, печенье, средства бытовой химии, косметику и т. п.), изготавливаемых литьем под давлением или выдувным формованием. Данный рынок увеличивается достаточно быстрыми темпами примерно 22% в год. Этикетировочными материалами при этой технологии могут служить ОПП, ПЭ и бумага. К ним применяется ряд требований: стабильность размеров, отсутствие деформаций, хорошая высекаемость, запечатываемость, жесткость, способность выдерживать низкие температуры, возможность вторичной переработки вместе с контейнером.
Кроме того, существуют такие технологии, как термоприклеивание и этикетирование с клеем на водной основе. Основным материалом в обоих случаях является бумага. Однако некоторые производители пленок в качестве альтернативы предлагают использовать ориентированный полипропилен.
Итак, сегодня полимерные материалы применяются практически для каждого вида этикетирования. Пленки выигрывают по внешнему виду (прозрачность, глянец, металлизация), стойкости к износу и влаге. Изготовители полимеров стараются внедрить новые разработки даже в те этикетировочные технологии, где традиционно используется бумага. В некоторых сегментах рост сдерживается более высокой ценой пленок, однако, по мнению специалистов, это вопрос времени. Например, в термоприклеивании возрастает интерес к созданию рынка этикеток из ОПП в Европе. В сегменте самоклейки наблюдается тенденция замены бумажных носителей на пленочные. Большим спросом пользуются прозрачные фигурные этикетки (с подачей из стопы) как альтернатива самоклеящимся. Что касается применяемых технологий этикетирования, здесь участники рынка предсказывают повышение продаж оборудования со взаимозаменяемыми этикетировочными модулями для разных типов этикеток. Тенденция такова, что, например, крупные пивные компании заинтересованы в изготовителе этикеток, который сможет предложить все этикеточные форматы сразу. А последний, в свою очередь, будет искать компанию, имеющую возможность поставить полный ассортимент этикеточных пленок.
Источник: Packaging News. - Июнь 2008. c. 42-43.