Главная » Статьи » Статьи

Ребусы в оформлении алкогольных этикеток

Ярослав Бокарёв
Ярослав Бокарёв, независимый эксперт

Со школьной скамьи известно, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает, будь он хоть семи пядей во лбу и ума у него — палата. А наши художники, получая заказ на оформление алкогольной этикетки, иногда либо очень спешат, либо незнакомы с историей вопроса, либо сам заказчик не ведает, что творит.
Поэтому призываю вас, уважаемый читатель, всегда со вниманием относиться к этикеткам, ведь мелкие ошибки на них с первого взгляда незаметны, а если приглядеться, то можно проверить себя на знание военной истории, системы мер и весов и даже немецкого языка.

Во все времена было принято отмечать круглые даты: 1000, 800, 200 лет. Однако «время идет, звезда сияет, мужик ярится», подумали господа хорошие и пришли к выводу, что 850 лет со дня основания города или поселка — тоже юбилей. Его и отметили в 1997 году с салютом и народным гуляньем. О праздновании юбилейного дня города Москвы средства массовой информации в тот же миг оповестили все города и веси еще великой и неделимой нашей России­матушки. Дошла эта информация и до славного города Красноярска. Услышали городские власти о столице и закручинились, ибо в обозримом будущем не просматривалось круглой даты со дня основания их города. Подумали­подумали, да и решили, что цифра 375 — тоже круглая, юбилейная. Что ж, каждый волен назначать свой собственный юбилей, был бы повод. После этого и была выпущена «Юбилейная» водка с надписью: «Красноярску — 375 лет» (рис. 1).

 

Рис. 1. Этикетка «Юбилейной» красноярской водки. Кстати, изображенная на ней башня красуется также на десятирублевой российской банкноте, которая сегодня постепенно заменяется монетой

Рис. 1. Этикетка «Юбилейной» красноярской водки. Кстати, изображенная на ней башня красуется также на десятирублевой российской банкноте, которая сегодня постепенно заменяется монетой

Какая водка бывает? Нет­нет, мы не имеем в виду присказку, что водка бывает «хорошая и очень хорошая». Мы хотим напомнить те вкусовые ощущения, которые могут вас, почтенный читатель, посетить при «принятии на грудь». Итак, выпускают наши заводы водку классическую, мягкую, с березовым соком, на кедровых орешках, на березовых почках, особую, можжевеловую, анисовую, тминную, померанцевую, экстру, московскую, столичную и массу других разновидностей, но вот «Руссую водку» вам вряд ли приходилось встречать. Какова она на вкус, нам узнать не удалось, но, видимо, и такая водка есть на Руси Великой. А может, по дороге к производителю «товара народного потребления» просто букву «к» потеряли, а потери не заметили (рис. 2)?

 

Рис. 2. Потеря одной буквы дала «оригинальное» название горячительного напитка

Рис. 2. Потеря одной буквы дала «оригинальное» название горячительного напитка

«Уж сколько раз твердили миру», что кошка — не собака, а ведро — не шайка, тем не менее пол­литровую бутылку «Зубровой» водки, где и объем обозначен в 0,5 л, называют «демидовским штофом». Может, покойный промышленник времен Петра I так расплачивался с рабочими, пытаясь сэкономить? На всякий случай напомним меры объема в дореволюционной России: 1 бочка — 40  ведер, 1 ведро — 12,3 л, 1 штоф — 1,23 л, 1 рюмка — 0,123 л, 1 шкалик равен½ рюмке, то есть 0,061 л.

 

Рис. 3. Придумывая название бренда, пришлось поступиться историческими принципами

Рис. 3. Придумывая название бренда, пришлось поступиться историческими принципами

Нет, мы не возражаем: штоф — слово красивое и от его употребления еще не отказались. Однако все­таки необходимо, чтобы информация, помещенная на этикетке, была правдивой, то есть если штоф, то объем бутылки должен быть 1,23 л.

В XVII веке на Руси было создано новейшее воинское подразделение — отряды стрельцов. Бывшие пехотинцы­ратники вооружались тяжелыми (около 15 кг) ружьями­пищалями, которые заряжались с дульной части одной­единственной пулей — сначала каменной, а позднее свинцовой. Поскольку редкая стрельба велась из положения стоя, для опоры дула ружья и как дополнительное оружие стрельцам выдавались бердыш (большой топор на длинной ручке) и сабля. В 1698 году восстание стрельцов было жестоко подавлено Петром I: из 4 тыс. человек казнено было 1182. (см.  картину «Утро стрелецкой казни» В.И. Сурикова). Бытует легенда, что в надежде услышать мольбу о пощаде царь Петр I пришел «проведать» осужденных перед казнью. И один из стрельцов на эшафоте не совсем учтиво обратился к нему: «Посторонись, царь, тут мое место!»

 

Рис. 4. Дизайнер этикетки учел все премудрости военной экипировки стрельцов: сабля слева, а топор справа

Рис. 4. Дизайнер этикетки учел все премудрости военной экипировки стрельцов: сабля слева, а топор справа

Рис. 5. Обычно за хлебосольным русским столом некогда рассматривать, соответствует ли информация на водочной этикетке исторической правде, например с какой стороны у стрельца нарисована сабля

Рис. 5. Обычно за хлебосольным русским столом некогда рассматривать, соответствует ли информация на водочной этикетке исторической правде, например с какой стороны у стрельца нарисована сабля

Поскольку большинство людей в мире — правши, а не левши, давно установилась норма ношения воинами шашек, сабель и мечей — с левой стороны, ибо так удобнее достать это холодное оружие из ножен (рис. 4). Однако дизайнеры этикеток не всегда утруждают себя изучением экипировки воинов, вот и получилось, что на этикетке водки «Братский острог» меч у мужественных служак XVII века висит справа, а пищаль, то есть ружье весом около пуда, которое обычно носили вдвоем, лежит на плече у одного из стрельцов.

Когда­то одна детская радиопередача сопровождалась задорной песенкой:

Хожу я по болотам,
брожу по лесу я,

Охота, охота,
охота — страсть моя!

Памятуя об этой песенке, известная алкогольная фирма выпустила «Ржаную» водку с карикатурой на охотника с собакой (рис. 6). Этикетка нехитрая, но картинка наверняка привлечет внимание покупателей: карикатуры на этикетках нечасты.

 

Рис. 6. Использование графической карикатуры в оформлении водочной этикетки выделяет напиток на прилавках магазинов

Рис. 6. Использование графической карикатуры в оформлении водочной этикетки выделяет напиток на прилавках магазинов

Рис. 7. У немцев в названиях алкогольных напитков всё как-то не по-русски

Рис. 7. У немцев в названиях алкогольных напитков всё как-то не по-русски

В России утром «с бодуна» желание только одно — найти «клин», которым выбивается другой «клин», ибо «подобное лечится подобным», а от головной боли можно избавиться, лишь приняв хорошую дозу спиртного. В прежние годы в Германской Демократической Республике решили пойти навстречу злоупотребляющим спиртными напитками и выпустили 40­градусную «Водку для завтрака» (“Frühstücks Wodka”). Чем она отличалась от обычной водки, нам неизвестно, но предполагаем, что самым главным ее достоинством было то, что утром бутылка была полная. Что это, если не пример нежной заботы о здоровье «пивцов»?

Блондинка­очаровашка то ли в тонких колготках, то ли без оных сидит прямо на льдине (рис. 8.)! Да, «есть женщины в русских селеньях»! А этикетка «Жемчужина Заполярья» не только блещет, но и в какой­то момент даже ослепляет зрителя своей необычностью. Ну как пройти мимо бутылки с такой этикеткой?!

 

Рис. 8. По мнению автора статьи, водка с такой этикеткой вызывает только

Рис. 8. По мнению автора статьи, водка с такой этикеткой вызывает только чувство холода

Рис. 9. Оформление этой этикетки больше подходит для полусладкого вина или ликера

Рис. 9. Оформление этой этикетки больше подходит для полусладкого вина или ликера

Малоизвестный ликероводочный завод выпустил особую (!) водку под названием «Соблазн», на этикетке которой крупным планом изображены обворожительные пухлые женские губы (рис. 9)!  Одни только губы! Конечно, это соблазн. Тут же почему­то вспоминается бывший президент США Билл Клинтон (хотя говорят, что человек носит это звание пожизненно, несмотря на окончание срока правления) и его судебные разборки с очень известной секретаршей. Другая этикетка предупреждает (правда, по­украински): 

Жинка­то не беспечна штука,

Будь обережен (то есть осторожен. — Прим. авт.), есть наука! 

Этикетки из коллекции автора

Мир Этикетки 9'2011

Категория: Статьи
Просмотров: 2299

вверх