Главная » Статьи » Статьи |
Мы привыкли рассматривать этикетку как важную, но все же не основную составляющую в общей конструкции упаковки. Однако в последнее время упаковщики уделяют ей все большее внимание. В какой-то мере это объясняется постоянным развитием нормативной базы, обязывающей производителей продукции вводить в содержательную часть этикеток информацию о составе продукта, его полезности, способах потребления, сроках и условиях хранения и т.п. Другая причина повышения значимости этикетки обусловлена необходимостью реализации таких художественных решений, которые в наибольшей мере способствуют продвижению товара на рынке и защите его от подделок. Поиск оригинальных форм этикеток, разработка новых способов их изготовления и нанесения, подбор материалов, совершенствование технологии печати велись и ведутся постоянно, тем не менее, что-то действительно оригинальное появляется крайне редко. Именно поэтому здесь пойдет речь о совершенно новой для России технологии (да и не только для России) - технологии "sleeve" - этикетирования (от англ. "sleeve" - рукав). В борьбе за привлекательность своего товара многие производители стали переходить на тару сложной формы. Обычные этикетки могут наклеиваться только на плоскую, коническую или цилиндрическую поверхности. Наклеить их, например, на шар очень проблематично. Таким образом, требовалась этикетка, которую можно легко нанести на поверхность сложного рельефа. Выходом из подобных ситуаций стало изобретение термоусадочных этикеток, которые не только позволяют решить перечисленные выше проблемы, но и снимают целый ряд сопутствующих вопросов. Технология применения sleeve-этикеток заключается в использовании этикетки в виде сложенного рукава, изготовленного из различных полимерных пленок, способных при определенной температуре к усадке (сокращению геометрических размеров преимущественно в одном направлении). В процессах производства таких пленок они подвергаются значительной вытяжке в поперечном направлении и последующему охлаждению, которое "замораживает" деформированное состояние. При последующем нагреве этих пленок они проявляют эффект "памяти", то есть стремятся вернуться к исходному не деформированному состоянию. Перед формированием рукава на поверхность пленки со стороны, которая в рукаве станет внутренней, наносят печатный слой. Формирование слив-рукава из термоусадочной пленки с нанесенной художественной печатью осуществляется на специальных машинах методом склеивания кромок пленок, сложенных внахлест. Склейка полимеров производится путем нанесения растворителей и последующего прижатия друг к другу склеиваемых кромок. Так как печатный слой располагается при склейке на внутренней поверхности рукава, то в этикетке он оказывается защищенным от внешних механических воздействий. Одним из достоинств технологии производства "sleeve" - этикеток является универсальность оборудования для их производства, не зависящая от вида пленочного материала. Формирование термоусадочного рукава при переходе с одной пленки на другую требует только замены химимческого состава растворителя, с помощью которого образуется продольный клеевой шов. При этикетировании отрезок изготовленного рукава требуемой длины надевается на тару (бутылку, банку и т.п.) и помещается в тепловую или паровую камеру для реализации процесса усадки. Данная технология применяется с целью художественного оформления разнообразных по форме и размерам изделий, в первую очередь благодаря возможности плотно облегать объекты при нагревании. За счет отсутствия какого-либо приклеивания или приваривания этикетка может использоваться практически с любыми материалами, поскольку удерживается на таре исключительно внутренней силой натяжения, возникающей при усадке. Современная термоусадочная этикетка обеспечивает товаропроизводителю целый комплекс достоинств, которые практически невозможно или крайне сложно реализовать в совокупности каким-либо другим способом. Перечислим их.
На российском тароупаковочном рынке термоусадочная этикетка - явление пока не массовое. Тем не менее, привлекательность товаров, оформленных с ее помощью, а также перечисленные функциональные свойства слив-этикеток, мотивируют производителей многих видов продукции все активнее внедрять рассматриваемую технологию. На диаграмме1 показано сложившееся в России распределение использования слив-этикеток в различных отраслях промышленности.
Для производства слив-этикеток до недавнего времени использовали, показанные на Диаграмме 2 три полимера - полиэтилентерефталат (ПЭТ), жесткий поливинилхлорид (ПВХ) и полистирол (ПС).
Существующие мировые экологические проблемы направили технический прогресс на создание таких же термоусадочных этикеток, но изготовленных из современных биоразлагаемых полимеров.Эти полимеры подвержены биохимическому распаду в течении нескольких месяцев при нахождении в бактериальной среде, не создавая экологических проблем . В технической литературе этот класс полимеров, обозначаемый PLA (polyacitic acid), является классом алифатических полимеров, получаемых при полимеризации молочной кислоты, изготавливаемой путем ферментации сахаров из зерновых культур, в частности кукурузы, или другой биомассы. Сравнительные свойства термоусадочных пленок из различных полимеров приведены в Таблице 1. Данные носят ориентировочный характер и зависят от конкретных производителей этих материалов. Таблица 1. Характеристики пленок для термоусадочных слив этикеток, изготовленных из различных полимеров
Анализ ситуации, складывающейся с распространением технологии использования слив-этикеток, позволил Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков (г. Москва) сделать следующий вывод: "Практически все производители предрекают рынку термоусадочной этикетки громадные перспективы. Рынок находится на стадии становления. Рост будет продолжаться 5-10 лет. Прежде всего, рынок будет расти за счет увеличения продукции гораздо более высокого качества, нежели существующей в настоящее время". Использованные источники:1. Отчет маркетингового исследования "Перспективы развития российского рынка термоусадочной этикетки", Академия конъюнктуры промышленных рынков, Москва, 2004 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Категория: Статьи | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 2410 |