18:47 Из истории печатных красок | |
Материал любезно предоставлен журналом [url=http://www.newsprint.ru/]«Новости Полиграфии»[/url] Из истории печатных красок Наиболее древними известными типографскими красками являются чернила для письма. Многие рукописные книги продолжают оставаться свидетелями той тщательности, с которой изготовляли эти чернила. Прекрасная сохранность многих манускриптов является следствием внимательного выбора и подготовки материалов. Наиболее ранние дошедшие до нас сведения о чернилах относятся примерно к 1100 г. до н.э. (Китай и Египет), однако подлинные записи тех времен не сохранились. Насколько можно предполагать, эти чернила делали из ламповой сажи, смешиваемой с растительным клеем. Писали такими чернилами при помощи кисточки или заостренной палочки. Одной из наиболее ранних применявшихся красок была красная охра, которой сделаны рисунки в «Книге мертвых». Этой краской, до относительно недавнего времени печатались заголовки или заставки книг. Использовали также зелёную ярь – медянку и синюю ляпис – лазурь. Эти краски обычно делали в виде шариков, пластинок или таблеток, которые перед употреблением смачивали так же, как в настоящее время художники разводят акварельные краски. С течением времени росли искусство и число профессиональных писцов и торговцев книгами, но вместе с ростом образования возрастал и спрос на книги, который ремесленники не могли удовлетворить. Стала очевидной необходимость механического размножения книг.
Первые шаги книгопечатания Первые печатные книги увидели свет в пятнадцатом веке. Их печатали с деревянных досок, у которых дерево между буквами удаляли так, что буквы рельефно выступали. При таком способе печатания книг (ксилографические издания) необходимо было вырезать блоки отдельно для каждой страницы. Блоки покрывали краской и переносили отпечаток на бумагу так же, как и сейчас печатают с гравюры на дереве. Следующим логическим шагом в развитии книгопечатании было изобретение разборного шрифта. Приоритет этого изобретения принадлежит вновь Китаю, где в 1071 г. н.э. Пи Шенг использовал глину для отливки шрифта. Ван Шен в 1314 г. применил более легко разбираемый деревянный шрифт. За развитием культуры и образования на западе последовало развитие искусства книгопечатания. В 1440 г. Иоганн Генсфляйш цур Ладен цум Гутенберг, золотых дел мастер из Майнца, нашедший политическое убежище в Страсбурге, занялся там опытами по книгопечатанию. К тому времени в Авиньоне, Брюгге, Болонье и в других местах уже делались попытки создать «Искусственный рукописный шрифт». Вернувшись в Майнц, Гуттенберг около 1450 г. добился определённых успехов, которые уже оправдали коммерческое использование его изобретения. Вместе с финансировавшим его адвокатом Фустом Гутенберг применил литой металлический шрифт, который и использовал для печатания своей знаменитой Библии, вышедшей в свет в 1456 г., эта книга по своей красоте конкурировала с лучшими манускриптами. Достижение Гуттенберга состоит не только в том, что он изобрёл книгопечатание, но и в том, что он достиг в печатном деле такого совершенства, которое не было превзойдено вплоть до девятнадцатого века. Фактически он был и гравером, и слесарем по изготовлению матриц, и шрифтолитейщиком, и изготовителем красок, и печатником, и издателем. Он сделал столько шрифта, что его хватало для печатания большой книги. Шрифт отличался высокой точностью благодаря отливкам с матрицы, его можно было набрать в строку одинаковой высоты, печатающая поверхность была совершенно ровной. Типографская краска, которую делал Гуттенберг, хорошо приставала к металлическому шрифту и по своему составу отличалась от той, которую применяли при печатании с деревянных досок. Его конструкция печатного станка прослужила почти без изменения примерно 300 лет.
Типографские краски «по голландскому способу» Краски, необходимые для книгопечатания, должны были хорошо смачивать поверхность металлического шрифта и хорошо удерживаться на нём, давать чёткий оттиск, не расплываться, не проступать сквозь бумагу и не оставлять пятен. Эти старинные типографские краски сохраняют свой чёрный цвет вот уже более четырехсот лет; состав их хранился в тайне. Первые записанные сведения, которые дают представление о растворителе красок, принадлежат Джозефу Моксону из Йоркшира (Англия). Он начал издавать ежемесячно отдельными выпусками брошюры, объединённые общим названием «Упражнения в механике, или как искусно делать вещи». С 1667 no 1679 г. было выпущено 38 книжек. В 1683 г. двадцать четыре выпуска были изданы отдельной книгой. В ней Моксон описал процесс изготовления типографских красок «по голландскому способу». В 1958 г. издательство «Оксфорд юниверсити пресс» перепечатало эту книгу. В этой книге Моксон написал о том, как доводят до соответствующей консистенции льняное масло. Его кипятили до тех пор, пока оно не вспыхивало. Пламя гасили металлической крышкой. Затем маслу давали вспыхнуть снова и т.д., пока оно не приобретало нужной консистенции. Моксон пишет: «Чтобы проверить, достаточно ли загустело масло, капни три или четыре капли на стол и дай им остыть. Затем смажь маслом указательный или средний и больной пальцы. Если масло хорошо загустело, оно при разлипании пальцев будет тянуться подобно смоле. В противном случае кипяти масло или поджигай его до тех пор, пока оно не достигнет нужной вязкости». Моксон объясняет, что в Англии в краску кладут слишком много деревянной смолы или жира, не доводя её до нужной консистенции, и слишком мало ламповой сажи. Поскольку вес вводимой ламповой сажи незначителен по отношению к весу краски, то ограничивают её количество, и это вынуждает печатника дополнительно втирать сажу в краску. Он также упоминает о том, что для проверки достаточности нагрева масла в процессе кипячения в него кладут луковицу, а иногда – яблоко или корку хлеба. Интересно также отметить, что Моксон упоминает о печатании с помощью металлической фольги и очищенного лака и что пожелтение масел вызывается смолой.
Льняное, ореховое – для хорошей олифы, конопляное и сурепное – для дешёвых изданий Фертель, французский печатник из СенОмера, издал в 1728 г. книгу под заглавием «Практическое руководство по печатному делу». В ней он упоминает о льняном и ореховом (из грецких орехов) маслах и утверждает, что конопляное и сурепное масла применяют редко. Он описывает способ получения копоти при помощи полотняного или деревянного навеса, под которым сжигают смолу. При этом Фертель добавляет: «Этим способом получают копоть, необходимую в нашем ремесле». Он не согласен с тем, что добавка к маслу канифоли приводит к образованию на дне котла сгустков. Он предлагает использовать два сорта олифы – грубую и тонкую, причём последнюю – для красных типографских красок. Фертель особенно подчеркивает необходимость строгого соблюдения количественного соотношения компонентов и перечисляет применяемые пигменты, включая свинцовые белила, придающие краскам более яркие оттенки. Бретон, придворный печатник короля Франции, в изданной им «Методической энциклопедии» подтверждает, что для получения хорошей олифы пригодны только льняное и ореховое масла. Он добавляет: «Правда, иногда используют конопляное и сурепное масла для печатания… дешёвых изданий». Д-р Льюис в книге «Философское начало искусств» (1763г.) описывает проведенные им опыты по кипячению различных масел, но ничего нового не сообщает. Он установил, что при кипячении льняное масло теряет одну шестую своего веса, а рыбий жир – три четверти. Льюис был учёным, а не печатником. Знаменитый французский гравёр по дереву Папийон в своём труде «Исторический и практический обзор искусства гравировки по дереву» (Париж, 1776 г.) упоминает, что «ореховое масло лучше льняного». В то время во Франции было хорошо известно масло из грецких орехов. Его и сейчас производят в достаточном количестве, особенно в районе Гренобля, где выращивание грецких орехов продолжает оставаться одним из основных занятий населения. В повторяющихся упоминаниях о добавках скипидара в различные масла автор говорит не о свойствах самого скипидара, а о смолистых веществах, которые выделяются сосной и остаются после испарения улетучивающегося спирта. Эти смолистые вещества служили для увеличения липкости масла. В небольших количествах такой скипидар применяют и в настоящее время под названием «венецианского».
Мыло – важное составляющее типографской краски В 1823 г. в шестом издании «Британской энциклопедии» появилась важная статья о типографских красках, в которой краски рассмотрены более подробно. Эта статья, утверждает Сейведж, «выделяется тем, что в ней не переписываются устаревшие и вышедшие из употребления рецепты». В ней кратко сформулированы свойства, которыми должна обладать хорошая печатная краска – «печатать чисто и легко... иметь насыщенный чёрный цвет, легко смываться со шрифта, быстро высыхать, не выцветать со временем». Последнее, наиболее важное свойство, достигают, как написано в статье, «поджиганием масла и последующим гашением огня путём закрывания сосуда. Для того чтобы краска легко смывалась со шрифта, в неё добавляют мыло. Чистота печати определяется соответствующей консистенцией, достигаемой за счёт добавок некоторого количества канифоли». В статье подробно описано, как поджигать масло и вносить чёрную канифоль вслед за твёрдым мылом, разрезанным на пластинки. В ней подчёркивается важность соблюдения пропорции ингредиентов, однако приводимые соотношения ламповой сажи и других пигментов настолько неопределенны, что практически они не могут быть использованы печатником. Вильям Сейведж, проработавший, по его словам, тридцать шесть лет печатником в столице Англии и впоследствии установивший (примерно в 1806 г.) свой пресс в г. Бедфордбери, издал в 1832 г. книгу под заглавием «О приготовлении чёрных и цветных типографских красок», в которой он положительно отзывается о статье в «Британской Энциклопедии» и подробно критикует работы всех упомянутых ранее авторов. Он утверждает, что ни одна из описанных рецептур печатных красок не имеет практической ценности для печатников. Даже если краски, приготовленные по таким рецептурам, выглядели прилично в момент печатания, все они через год или два проступали на оборотную сторону бумаги и пачкали её. Из книги Сейведжа видно, что он хорошо знал своё ремесло. Так, он обращает большое внимание на должную консистенцию масла и с презрением относится к использованию луковиц, яблок или корочек хлеба для контроля температуры или и добавлению жира в масло. Он совершенно ясно пишет, что в хорошем льняном масле не должно быть животного жира. Он не признаёт «орехового масла», упоминаемого Фертелем, так как в Англии его практически нельзя достать, и, по-видимому, он полагал, что это относится и к Франции. Сейведж считает, что добавка в краску мыла крайне необходима и что без него типографские краски нельзя использовать. «Мыло, – пишет он – придаёт краске способность приставать равномерно к шрифту и уменьшает количество краски, необходимое для покрытия шрифта. При получении оттиска оно переходит на влажную бумагу. Мыло предотвращает образование плёнки на поверхности краски при её хранении. На практике применяют жёлтое, казеиновое или скипидарное (канифольное) мыло. Мыло добавляют в загустевшее масло в конце процесса его обработки».
Рецептуры красок Сейведж утверждает, что он впервые приводит рецептуры красок, которые практически можно использовать при книгопечатании. Для приготовления чёрной типографской краски Сейведж брал 6 кварт (6,78 г) льняного масла, поджиганием доводил его до требуемой вязкости, добавлял в горячее масло 6 фунтов (2,72 кг) канифоли, а затем – 1 3/4 фунта (0,78 кг) сухого коричневого мыла. После остывания масла он размешивал в ней 5 унций (142 г) берлинской лазури или индиго, 4 фунта (1,81/кг) минеральной ламповой сажи и 3 1/2 фунта (1,58 кг) хорошей растительной черни. Пока состав не остыл, всё вместе тщательно растиралось. Один фунт такой краски, утверждает Сейведж, стоит 5 шилл., в то время как большинство красок продают по цене 2 шилл. 6 пенсов. Сейведж перечисляет различные пигменты. Из его описания видно, что ему был известен способ отделения пигмента от отвара чернильных орешков при помощи железного купороса и от синего сандала при помощи квасцов. Он не скрывает отрицательного отношения к современным ему печатникам: «Во всей Великобритании не найдётся трёх печатников, которые могли бы приготовить xopoшую типографскую краску». Он подчёркивает важность контраста при выборе цветных типографских красок и рассматривает особенности применявшихся тогда пигментов. Китайская киноварь, по его мнению, является наиболее яркой красной краской, в то же время он отмечает её склонность к потемнению, такую же, как у свинцового сурика и индийского кармина. Сейведж утверждает, что ярко-розовый цвет не следует применять при изготовлении типографских красок. В книге он рассматривает достоинства гуммигута, королевского жёлтого пигмента, берлинской лазури, индиго, кобальта, различных пурпурных красителей, сепии и цианистой меди. «Последняя, – замечает он – хороша для рисования, но не для типографских красок, так как даёт матовую поверхность». Даже на фоне достижений науки и практики 20–21 вв. многие высказывания Сейведжа выглядят вполне современно.
Кислоты в краске – защита от подделки Сейведж подробно описал типографские краски, которые изменяют свой цвет под действием кислот, что может служить способом предупреждения подделок. Изготовление таких красок было секретом одной мастерской в Лондоне, которая долгие годы удерживала монополию на эти краски. Сейведж предложил покрывать всю поверхность банковского чека тонким узором и при этом рекомендовал печатать этот узор чёрным цветом поверх текста, а обе краски, по его мнению, должны обладать свойством изменять цвет вод действием кислот. Этот способ он считал целесообразным распространить на векселя и расписки. Он приводит рецепт изготовления синего сандала из дубовых чернильных орешков и железа и отмечает, что перед ним лежит оттиск, сделанный 2 июня 1828 г., который 23 ноября 1831 г. находился в прекрасном состоянии и под действием кислот всё ещё способен изменять цвет. Сейведж описывает также малиновую типографскую краску, изготавливаемую, очевидно, из кошенили. Нанесение краски на печатную форму. От шарика до валика Вначале типографские краски наносили на печатную форму при помощи красочных шаров. Их делали из двух круглых кусков выделанной овечьей кожи, покрытой шерстью. Эту коку приколачивали к полукруглым шаровым болванкам из ольхи, клёна или вяза с ручкой из букового дерева. Шары вначале покрывали краской, а затем два иди три раза проводили ими по печатной форме, добиваясь равномерного распределения краски. Подробно этот способ описан Сейведжем в книге «Словарь печатного дела», изданной в 1841 г. При печатании многих прекрасно оформленных книг в Англии краски на форму наносили именно такими красочными шарами. Около 1790 г. Вильям Никольсон предложил наносить краску на печатную форму валиком. В 1798 г. Лорд Стенхоуп пытался практически применить валики, обтянутые кожей. Однако такие валики всегда оставляли полосу на печатной форме, возникающую от шва в месте сшивания кожи. В 1818 г. Аппельгарту и Кауперу был выдан патент, в котором описано применение деревянных валиков, покрытых эластичным составом из клея и патоки. На торцах валиков были сделаны ручки. Валики служили для переноса типографской краски с раскатного стола на печатную форму. НП №6, июль-август 2011 Материал любезно предоставлен журналом [url=http://www.newsprint.ru/]«Новости Полиграфии»[/url] | |
Категория: Статьи | Просмотров: 969 |